20 апреля 2020 года ОСП «Российский геронтологический научно-клинический центр» РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России (РГНКЦ) стал «коронагоспиталем» — одной из федеральных специализированных медицинских организаций, которым пришлось буквально в течение 2-х недель превратиться из структуры, занимающейся изучением процессов старения и лечением старческих синдромов, в оперативную инфекционную больницу, работающую, без преувеличения, в боевых условиях.
Был ли Центр готов к этому? На этот вопрос можно ответить другим вопросом: а можно ли быть готовым к стихийному бедствию? Катастрофы всегда приходят неожиданно, даже если кажется, что все предусмотрено. Достаточно сказать, что требования к людям, работающим в чрезвычайных и «мирных» условиях — совершенно разные. Не просто было с планового характера работы перестроиться в режим инфекционного госпиталя.
Чтобы Центр смог с минимальными потерями войти «в зараженную зону» требовалось решить множество управленческих задач, из которых самыми насущными и сложными были две:
1. Провести подготовку кадров для работы в условиях эпидемии.
2. Технически подготовить Центр к работе с инфицированными больными.
Переквалифицировались в инфекционисты
Для решения кадрового вопроса все сотрудники Центра с медицинским образованием, в том числе из научных и проектных команд, были призваны войти в ряды полевых врачей. Это было совсем непросто, не все были готовы психологически и не столько к опасности заражения, но к тому, что они, возможно, скоро столкнутся с большим потоком «тяжелых» пациентов, которым они не в силах будут помочь — в марте все в реальном времени наблюдали что творилось в Италии и Испании. Тем не менее, чрезвычайная ситуация по-настоящему сплотила команду и выявила в людях лучшие качества.
«Анализируя сделанное, отмечу, что большой неожиданностью для меня стало то, что подготовка к открытию инфекционного госпиталя оказалась намного тяжелее, чем последующая работа. Лечить людей, в том числе в сложных условиях и в чрезвычайных ситуациях — привычная работа любого врача. Тяжелым было само ожидание открытия госпиталя для «ковидных» больных — как перед прыжком с высоты. Сложно было учесть тысячи деталей и нюансов, связанных с работой в условиях риска заражения персонала. Некоторые помещения Центра пришлось буквально перестроить, а на всё про всё было максимум 2 недели», -говорит директор РГНКЦ, главный внештатный специалист гериатр Минздрава России Ольга Ткачева.
Техническая подготовка
Техническая подготовка Центра стала задачей эпического масштаба: необходимо было выстроить «зоны» разной степени риска инфицирования, определить маршрутизацию пациентов, что потребовало возведения перегородок, ограничителей, проёмов и т.д.
Количество реанимационных коек было увеличено с 6-ти до 17-ти с обеспечением соответствующего оборудования. Требовались аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), кислородные концентраторы, рентгенологическое оборудование, замена томографа.
Кислородные концентраторы и часть ИВЛов удалось закупить, благодаря гранту московского правительства. Передвижной рентген и аппарат для ультразвукового исследования был приобретен за счет субсидии Минздрава России.
Как показала практика лечения коронавируса, обычный рентген не спасает ситуацию при необходимости определения масштаба поражения лёгких, т.к. рентгеновские снимки не дают необходимой детализации. Обязательным и жизненно важным прибором в этих условиях становится компьютерный томограф — только при его помощи можно с точностью определить очаги воспаления и их количество. У Центра был «старенький» КТ, который уже подлежал списанию и откровенно «дышал на ладан». Он жил своей жизнью и практически требовал постоянного присутствия инженера по ремонту оборудования. Но томограф — чрезвычайно дорогостоящее тяжелое оборудование, такой прибор нельзя приобрести «по-быстрому», хотя его замена планировалась в перспективе.
На просьбу Директора РГНКЦ Ольги Ткачевой о помощи в ускоренной поставке прибора откликнулась компания Siemens, но средств на его приобретение не было, т.к. всё направлено на подготовку «линии фронта» борьбы с вирусом — устройство «красной зоны» и оборудование реанимаций.
С этого момента начинается, а вернее расширяется сотрудничество с давним партнёром Центра — Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко, совместно с которым на протяжении 5 лет реализовывались системные и образовательные программы по повышению качества жизни пожилых людей в России. Благодаря этим программам была заложена основа для развития гериатрии. В условиях надвигающейся пандемии учредители фонда быстро сориентировались, осознав всю сложность и опасность ситуации с коронавирусом, и сразу же начали действовать. Были срочно выделены 24 млн. руб. на закупку томографа, который уже монтируется в Центре и в ближайшее время войдёт в эксплуатацию.
Защита и профилактика
Скоро, впрочем, пришло общее осознание масштаба проблем в борьбе с коронавирусом, особенно в отношении пожилых людей, и не только в системе здравоохранения — в социальных учреждениях, при организации помощи пожилым людям на дому и т.д. Все привычные подходы к работе с пожилыми людьми были перевёрнуты с ног на голову — вместо социализации возникло требование самоизоляции, вместо человеческого контакта стали применяться бесконтактные формы обслуживания, а каждый входящий в квартиру, будь то родственник, врач или социальный работник превращался из помощника, несущего заботу, в угрозу заражения. Во главу угла встало то, на что раньше мало обращали внимание — профилактика, гигиена и средства индивидуальной защиты, которые вошли в повседневность, но их дефицит мог стать настоящей проблемой.
В РГНКЦ, так же, как и в других «неинфекционных» учреждениях, никогда не было больших запасов СИЗов, в особенности жизненно необходимых при прямом контакте с зараженными защитных костюмов и масок класса РРР2-РРРЗ. Колоссальная потребность в СИЗах стала универсальной проблемой и не только в России, но и во всех странах мира, столкнувшихся с пандемией. На общую перестройку систем здравоохранения и решения вопроса с СИЗами оставались даже не недели, а считанные дни.
И здесь на помощь опять пришли благотворители, среди которых учредители Фонда Тимченко были крупнейшими. Фонд подошел к задаче системно и основательно: изучив потребности, опросив экспертов и профессионалов, были оперативно и самостоятельно буквально в течение нескольких дней закуплены за рубежом большие партии защитных средств и организован процесс их распределения. Всё было сделано быстро, уважительно и без лишней бюрократии, но при этом официально и качественно. РГНКЦ получил поддержку в виде защитных костюмов, масок и прочих средств индивидуальной защиты, а также высококлассного аппарата ИВЛ производства швейцарской компании Hamilton на общую сумму 68 млн. руб. Это полностью обеспечило потребности Центра в СИЗах на более чем 2 месяца работы, но главное, что это было сделано ровно тогда, когда нужно: «ложка хороша к обеду». Благодаря такой оперативности заболеваемость COVID среди врачей РГНКЦ была минимальной.
Общее дело
Сложно найти слова, которые бы выразили всю меру благодарности учредителям Фонда Тимченко за помощь, которая спасла сотни жизней. Очень важно отметить, что такое бескорыстное проявление человеческой доброты и щедрости свидетельствует о зрелости общества, в котором люди готовы приходить друг другу на помощь.
Общая беда всколыхнула общество, и на помощь, в том числе нашему Центру, пришли многие благотворители. Так, «Фабрика-кухня» компании Х5 Ритейл Групп ежедневно доставляет до 300 горячих обедов для врачей и персонала РГНКЦ, компания МасСоfее снабдила большим запасом растворимого кофе, а Правительство Москвы помогает врачам с размещением в хороших гостиницах города и транспортом. Учредитель Фонда «Энергия» Игорь Юсуфов пожертвовал 3 млн. рублей, на которые были закуплены и установлены системы тревожных кнопок, Фонд «Лавка радости» помог со средствами дезинфекции.
В такой обстановке и при таком участии гораздо легче выносить все лишения, которым подвергаются врачи при лечении «ковидных» больных, потому что они чувствуют всеобщую поддержку, заботу и внимание.
«Мы делали свою работу. Опасную, ответственную, ту, с которой раньше большинство из нас не сталкивалось. Самыми трудными были первые две недели — переход теоретических знаний в практическое применение при нарастающем потоке пациентов. Нервным было ожидание начала работы: достаточно ли СИЗов, выдержит ли наш ветеран-томограф, хватит или нет аппаратов ИВЛ, успеем ли получить все необходимые лекарства и многое другое. Но ощущение того, что мы не одни, поддержка, оказанная «всем миром», позволила справиться со стрессом и сделать рутинным ранее пугающее, сделать борьбу просто работой, тяжелой обычной врачебной работой», — рассказывает Александр Владимирович Розанов, заведующий «коронавирусным» отделением, руководитель Федерального центра «Старшее поколение».
На начало июня 2020 года пик эпидемии начал идти вниз, за это время в РГНКЦ лечение прошли 542 человека. Освободились уже более половины из 162 коек, гораздо меньшему количеству людей требуется ИВЛ, «старенький» томограф ещё держится. Неизвестно, как пойдёт ситуация с пандемией дальше, но можно с уверенностью сказать, что Геронтологический центр и его команда при поддержке друзей и партнёров готовы к любому развитию ситуации.
Приобретя огромный практический опыт в лечении коронавируса, сотрудники РГНКЦ регулярно делятся им на бесплатных онлайн-вебинарах «Инфекция Sars Cov-2 в пожилом и старческом возрасте», которые проводятся на официальном канале сообщества геронтологов и гериатров России «Медпоинт».